Форум » » О проекте "Деревенька моя" » Ответить

О проекте "Деревенька моя"

White: Глядя на карту сселившихся деревень Куртамышского района, понимаешь как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Это не только наименования населённых пунктов, это люди, их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё помнит если не сами исчезнувшие деревни, то, по крайней мере, их названия. Прошлое уходит в небытие... Цель нашего проекта рассказать о ныне здравствующих деревнях и сохранить эту память для потомков. Адрес проекта на сайте - http://www.kurtamysh.com/p879.htm Все желающие помочь, принять участие в работе, могут обратиться на сайт «Куртамыш» - sitekurtamysh@yandex.ru Или прямо здесь - на форуме. Мы ждём от вас отзывы, рассказы, фотографии.

Ответов - 39, стр: 1 2 All

miha45: Брянский поэт Николай Мельников

White: Да уж активность! Как всегда всем всё до лампочки!

Гектор: White что объсуждать это называется просто геноцид собственного народа всех вытравят и заселят.....................


Марина: Идея очень интересная. Богатейший материал совсем рядом. Надо только почаще спрашивать наших бабушек и дедушек, особенно сельчанам. Приведу лишь один пример. Разговаривала с одной бабулечкой, на улице встретились, а она и говорит: "А ты знаешь, к нам ведь по домам ходили где -то в шестидесятых годах и спрашивали, не будем ли возражать, если улицу назовут Комсомольской". Я была уверена, что название этой-то улицы решили на каком-нибудь совещании, и проголосовали единогласно "за". Оказывается, и у простых людей спросили. Вот как бывает!

White: Добавилось описание Закомалдино, фотографии будем делать позже, когда появится зелень.

White: Жуково - http://www.kurtamysh.com/p879.htm - фотографии и статья Н.П.Печерских.

prayss: А известна ли история деревни Вехти сколько ей лет, и вообще что это за слово такое странное

Vera: Очень интересно! Похоже, на всю Россию не так уж много деревень с названием ВЕХТИ, как впрочем, и РАСТОТУРКА одна -единственная. Правда, была. ТеперьПушкино. Хотя, думаю, не помешало бы вернуть прежнее, историческое название. Ну, слово "вехти" нетрудно найти в словаре диалектов. Вехоть - мочалка, вехотка, чаще всего мз мочала. Я даже помню из куртамышско-мыркайского детства такую присказку в ответ еа слово "девки":девки уехали по вехти, остались одни девушки. Тут Вам, между прочим, и намек на происхождение названия. Не драли ли в этой деревеньке мочало....(вот как определяется "мочало" в словарях: Мочало - Яндекс.Словари МОЧА'ЛО, а, ср., и (реже) моча́ла, ы, ж. (мн. в том же знач., что и ед.). Лубяная часть коры молодой липы, сдираемая и затем вымачиваемая в воде, идущая на изготовление рогож.) Теперь возникает вопрос: лип-то я в Куртамыше не припомню.. Но мочало наверняка с чего-то драли!? Выясните это, пока не поздно, на месте!:-)

дэльтаплан: Растатурка называлась по моему так что раньше в ней заключенных растатуривали по различным тюрьмам.

Вера: Еше раз о Растатурке. Читаю Астафьева и натыкаюсь у него в "Последнем поклоне" на: " В артели же все шло на растатур: пашни зарастали, мельница с зимы стояла, сена поставлено с гулькин нос." Накопленная в сети информация показывает. что идти на растатур - известное языковедам устойчивое выражение, означаюшее разлад, изменение в худшую сторону (о ситуации, делах, планах). Оо... прям сейчас набрала в поисковике растатур. а неожиданно вышло"растатуриха".. Так что у меня случился небольшой культурный шок. Надо дальше изучать, может, и Растатурка все ж- таки не одна по России. Полезно на досуге просматривать материалы форума:-) https://www.youtube.com/watch?v=hn3QrvGRCKg

егор: Действительно, В наших местах драли вехти На сырых, болотистых почвах росла трава очень мягкая, стлалась ковром, её-то и драли на вехти Таким вехтем можно было вымыть пол в избе, да ещё с песком. Липы не было , значит вместо лаптей шили обутки.в обутки клали эту траву, было очень удобно ходить. Только обутки в сырую погоду раскисали, так как шили их обычно из сыромятной кожи, ещё говорят, что эту траву можно использовать в гигиенических целях Для меня незнакомое словосочетание-мыркайское детство. Есть упоминание в 1789 году о деревне Мыркаевке Что за мыркайцы? Не знаю. Буду благодарен,если поясните.

Vera: Егор! Спасибо за сообщение! А как бы узнать, как зовется та трава, что драли на вехти!? И еще, откуда у ВАс эти сведения?? Была бы рада связаться с ВАми напрямую! Насчет мыркайского детства: километрах в 40-50 от Куртамыша есть село Мыркайское, раньше звалось просто Мыркай. Там я бывала у моей бабушки. А где есть упоминание о деревне Мыркаевке?

егор: Здравствуйте, Vera. Меня интересует с. Косулино. Мыркаевка и Косулино в эти годы относились к приходу Долговской церкви. Жители этих деревень ходили в одну церковь, к одним священникам, там их возможно вместе крестили, венчали, отпевали, вместе каялись в грехах. В ту пору жизнь крестьянина была тесно связана с церковью ykor30@rambler.ru

егор: Есть такие данные о деревне Вехти из Ревизских сказок 1782 года. Дворов- 43. Душ мужского пола-167. Душ женского пола 196.

егор: Как отправить на проект "Деревенька моя" материал, подготовленный мной. Я не очень хорошо освоил компьютер, поэтому прошу разъяснить подробно. ykor30@yandex.ru

White: На сайте есть страница "Контакты". Вы можете отправить материалы по "Деревенька моя" на sitekurtamysh@yandex.ru , выложить на форуме, либо лично.

White: егор , вот Ваш материал - http://www.kurtamysh.com/p1064.htm , неплохо бы ещё добавить пару-другую статей о хороших людях деревни и фото .

White: В проекте добавилось Косулино, Птичье.

prayss: благодарю за информацию про деревню Вехти, теперь буду знать о родине моих прадедов больше да еще и даты это вообще кайф!!!!!!!!

White: + фото с.Верхнее - http://www.kurtamysh.com/p1144.htm

Vera: Фото села Верхнее - просто бесподобны!! Во-первых, видна жизнь. Все что-то сеют, пашут, едут.. Табун лошадей!! Если эти фото последних лет - то это бользам на сердце! Ведь мы привыкли слышать только, что село вымирает. А живописные ландшафты!! Это все бесценные сокровища! Лучше русской природы ничего нет! Желаю дальнейшего процветания селу Верхнему и всему региону!

Тина: Здравствуйте, форумчане! Огромную радость получила от обозрения фото сёл моей Родины. Хотелось бы ещё полюбоваться селом Нижнее, деревней Клоктухино, узнать их истории. Может кто из жителей этих мест поделятся своими знаниями? С уважением, Тина.

White: По деревне Жуково на сайте добавилась статья С Батуева "А в деревне Жуково кто жил?"

juliael: WhiteWhite пишет: добавилась статья С Батуева "А в деревне Жуково кто жил?" Не нашла.

White: Сайт/Современность/Деревенька моя/Жуково/А в деревне Жуковой кто жил? или http://www.kurtamysh.com/p1595.htm

Валентина: Здравствуйте, Станислав Владимирович! … Рада, что наконец-то музей получил выход в интернет. Читала на сайте Лоскутникова вашу работу о поселенцах в Жуково. Рассказываю об этом сайте всем своим знакомым уральцам. Все наши родственники и знакомые просто в восторге от сайта, от того, что можно много интересного прочесть и посмотреть о наших деревнях. Показывала и ваши фотографии нашей Жуково - просто восторг. Спасибо вам огромное. С уважением, Валентина. г.Воронеж.

Ashanti: Vera пишет: РАСТОТУРКА одна -единственная. Как рассказывал мой отец, а он родом из Редути, хотя рос на Лесозаводе, название деревни происходить от слова «растатуривать» (снимать кандалы... ведь деревня Растатурка (ныне Пушкино) извечно стояла у дороги, по которой в царское время гнали ссыльных... отсюда и название. А еще хотелось бы узнать историю деревень - Бугровое, Редуть, Закоулово. Моя бабушка Обанина Александра Федоровна родилась в с. Бугровое в 1909 году, только в 1971 переехала в Курган. В Куртамыше и теперь есть родственники.

corian55: Мои прадеды были родом из деревни Березовка, которая находилась где-то рядом с Косулино. Фамилия прадеда была Пятков, еще знаю, что его дочь Мария была замужем за Степаном Ивановичем Липиным. Подозреваю, что жили они там же какое-то время, а потом перехали в деревню неподалеку Чистое... Не могу отыскать нигде сведений, где все ж таки находилась деревня Березовка Знаю только, что в 1930-е ее сселили... Может. кто знает, где? Есть большая семейная фотография прадедов, по прикидкам, года 1914-16...

White: Я знаю сселившуюся деревню Берёзовка между Куртамышом и Растотуркой. Бабушка, которая там жила, уверена что Пятковых там небыло. Может выставите фотографию - вдруг кто, чего вспомнит...?

miha45: Здравствуйте! Хотелось бы узнать может кто знает когда образовалась село Костылево и откуда были первые жители села. miha45

miha45: Поставьте памятник деревне На Красной площади в Москве, Там будут старые деревья, Там будут яблоки в траве. И покосившаяся хата С крыльцом, рассыпавшимся в прах, И мать убитого солдата С позорной пенсией в руках. И два горшка на частоколе, И пядь не вспаханной земли, Как символ брошенного поля, Давно лежащего в пыли. Пусть рядом робко встанут дети, Что в деревнях еще растут. Наследство их на белом свете- Все тот - же черный рабский труд. Присядут бабы на скамейку, И все в них будет как всегда,- И сапоги, и телогрейки, И взгляд, потухший... в никуда. Ломали кости,рвали жилы, Но ни протестов,ни борьбы Одно лишь"Господи, помилуй!" И вера в праведность судьбы. Поставьте памятник деревне, Чтоб показать хотя бы раз То, как покорно, как без гневно Деревня ждет свой смертный час

White: Чьё это?

miha45: Николая Мельникова брянского поэта.

White: Поставьте памятник деревне Поставьте памятник деревне На Красной площади в Москве! Там будут старые деревья, Там будут яблоки в траве, И покосившаяся хата С крыльцом, рассыпавшимся в прах, И мать убитого солдата С позорной пенсией в руках! И два горшка на частоколе, И пядь невспаханной земли, Как символ брошенного поля, Давно лежащего в пыли! И пусть поёт в тоске и боли Непротрезвевший гармонист О непонятной русской доле Под тихий плач и ветра свист! Пусть рядом робко встанут дети, Что в деревнях ещё растут – В наследство им на белом свете – Всё тот же чёрный, рабский труд! Присядут бабы на скамейку, И всё в них будет как всегда: И сапоги, и телогрейки, И взгляд потухший в «никуда»!.. Поставьте памятник деревне, Чтоб показать хотя бы раз То, как покорно, как безгневно Деревня ждёт свой смертный час! Ломали кости, рвали жилы, Но ни протестов, ни борьбы – Одно лишь «Господи, помилуй!» И вера в праведность судьбы. Поставьте памятник деревне На Красной площади в Москве… Там будут старые деревья И будут яблоки в траве… Николай Мыльников

White: Про Жуково

Вадим: У меня отец Печенкин Виктор Степанович родом из с.Птичье. Рассказывал, что жили там также Краснослободцевы, Обанины, и это практически все родственники. Интересно, есть ли сейчас там такие фамилии.

дэльтаплан: на птичье вся деревня Обанины и Гороховы, среди них Саня Показаньев-местный фермер и Муравьевы,Яковлевых не стало-последний Гоша Яковлев представился 5 лет наз..Скоро деревенька должна расширится потому что природа-рыбалка-охота-арбузы хорошо растут,незря курганцы большую часть домов уже приватизировали!

Вера: Грамматический род и политика Воспоминания детства: на автобусах, ходивших в лучшие (как теперь понимаем) годы по Куртамышу, точно помню название пункта назначения – Галкино. Но вот так же точно припоминаю и то, что одни говорили: поеду в Галкину. А другие - в Галкино. Он из Галкиной, - скажет какая-нибудь местная старушка. Ну ладно, думала я , старушка. Может, неграмотная.. и почему-то путает род слова Галкино. Но почему его путает и мой грамотный отец, успевший даже на филфаке поучиться, остается для меня загадкой. Написано же “о” на конце, значит, слово среднего рода... и значит - “Он или из Галкина или из Галкино”, но не из Галкиной же! А может быть, это старинная привычка так склонять. Оттуда, из царских времен??? Может быть... Так размышляю я и все оставалось по-прежнему... И вот уже в недавние времена наталкиваюсь все чаще на многие названия сельских населенных пунктов с “а” на конце, где место по-старому, вроде для “о” всегда было “зарезервировано”. Это я о таких, как Галкина, Хохлова, Косулина... Масловке повезло больше, в ней “а” сидит крепко, не выбьешь. Вот сказала “выбьешь” и подумалось, а ведь и правда. Повыбили прежние “а” из названий деревень... и вот почему можно так сказать. Если вспомнить нашу не так далекую совсетскую историю, борьба началась за коммунизм, И особенно рьяно взялся за это Никита Сергеевич. Новатор он был большой, это все знают... добрался и до деревни. Деревня ж она отсталая, “деревенщина”...Значит и права на жизнь у нее нету. А нет деревни, нет и ее названия. И на смену всем названиям с “а”, типа ГалкинА пришли те же самые, только с “о” на конце. А в чем смысл, спросит нетерпеливый нынешний читатель. А смысл есть. Раз ГалкинА, значит, деревня... А вот ГалкинО становится селом по волшебству, нет, не палочки феи. а всего лишь буквы “о”. Как там говорилось – нет человека – нет проблемы.. А здесь – нет буквы – и нет проблемы.. с деревней. И вот все Галкины стали Галкино. То бишь род грамматический поменяли... с женского на средний. И вот что интересно, перестал русский человек эти новые названия среднего рода склонять... а ведь Галкину склонял с удовольствием.. и с тех-то вот пор нет-нет, да и возникект дускусския. Как правильно – в Галкине или в Галкино. Ну а про Галкину уж и не вспоминают. Да и стала наша Галкина частью города Куртамыша. Значит, и не деревня больше. А вот некоторым деревням – самостоятельным населенным пунктам - вернули женский род. И стала вот деревня ХохловО, к ппримеру, снова Хохлова с “а”... Да вот традиция и понимание родного языка. чутье, что с молоком матери передается, прервались. Смотрю, один и тот же человек говорит то Хохлова, то Хохлово., то Галкино, то в Галкиной. Вот такие заметочки к далекой от политики (казалось бы).. проблеме грамматического рода. А Вы как говорите – в Галкиной, В Галкине или в Галкино?

Вера: Растатурка Руслан Ровный Голубые глаза горизонта. В них соцветие дальних лесов, Панорамных раскосых архонтов, Чуров-идолов древних основ, В них таежные синие дали В дымке зелени к стОпам полей, Как дружиною ратной, припали В вихре гривы сосновых коней. И красавицей дикой пастельно За фатой белоствольных берез, Как невеста, укрылась деревня, Вся в малиновом сумраке роз. Домовёнок, чумазый и смуглый, Из под шапок гранатовых крыш Взглядом ясным, испугом округлым, Смотрит спрятанный вдаль Куртамыш. Фото Сергея Ершова а вот какую прелесть нашла на сайте "стихи.ру" http://www.stihi.ru/2012/06/14/7738



полная версия страницы